Музей боевой славы в Валдайском техникуме сегодня

Не так давно мне довелось беседовать с одним знакомым, вернувшимся из туристической поездки по Финляндии. Одно из самых сильных впечатлений на моего собеседника произвела публичная библиотека в Хельсинки. Сущность переживаний заключалась в том, что увиденная библиотека мало походила на библиотеку в традиционном ее понимании. Действительно, меняющийся мир культуры в наши дни заставляет меняться и многие институты, являющиеся ее проводниками. Изменения коснулись не только библиотек, но затронули и музейное дело. Не случайно сегодня многие исследователи обратились к такой теме как философия музея. Что является уже сегодня культурным содержанием музейной работы, которое позволяет на таком же уровне обращаться к самим посетителям? Или что сегодня делает музей музеем? В среде музейных специалистов все большее признание получает отход от понимания музея как института демонстрации и трансляции историко-культурного наследия. Говорится о том, что необходимо выходить за такие пределы с целью более широкой социальной миссии и культурной интеграции. Музей начинают видеть как общее дело всех. На фоне такого понимания дефиниция музея как хранилища вещественных памятников, имеющих ценностное значение принадлежит миру, который прошел. Рассказ экскурсовода, основанный на запрете прикасаться к музейным экспонатам, вызывает сегодня слабый интерес. Правда, можно поставить вопрос: не уходим ли мы так в отрыв от истинного значения музейной работы в погоне за постмодернистскими течениями? Но такое понимание слишком недалеко идет в сравнении с исходным значением музейного дела. В его актуальном осмыслении развивается одна из концепций еще античного мира, где под словом «музей» подразумевали собрание, школу, круг ученых, преданных служению музам. Музей-собор наполняется, а собирание делается всеобщим потому что все делаются членами музея. Считалось, что тогда будут складываться восстановление прошедших миров и связь прошедших поколений. Можно вспомнить слова русского мыслителя Федорова Николая Федоровича, опирающегося в своем понимании музея на античные традиции: «Музей есть не собирание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших по их произведениям, живыми деятелями». Новое понимание музейного дела отвечает сегодня общему настроению, в котором человеку почему то стало нужно прикоснуться ко всему своими руками. Люди перестают доверять результату, который складывается на расстоянии, независимо от их непосредственного участия. Интересно, что еще в начале двадцатого века мыслители писали о том, что в человеке есть сущностная тенденция к близости. Такая тенденция проявляет себя сегодня и в музейном деле. Но как нам жителям небольшого городка перенести себя в такое культурное пространство? Строго говоря, слова о перенесении могут ввести в заблуждение потому что не надо даже особо переноситься. Нужно только открыть дверь... Есть музеи, которые по своему содержанию заброшены в такое понимание самим временем, то есть без всяких дополнительных усилий помещены в контекст современного осмысления музейного дела. Одни из таких музеев это музеи посвященные героической деятельности наших предков во время Великой Отечественной войны. Такой музей есть и в Валдае и это музей Боевой славы валдайского аграрного техникума. Уже одно почитание памяти погибших делает Вас потенциальным участником этого музея. Если сказать об этом молодому человеку, на заднем стекле автомобиля которого большими белыми буквами сделана надпись «Спасибо деду за победу!», то он будет весьма удивлен. Но может в таком понимании и заключается возможность совместного участия в музейном деле, в налаживании связи поколений, а не в обособленности одних от других с претензией на аристократичность? Студенты валдайского техникума, как известно, принимают от музея участие в поисках на местах бывших сражений. Что как не такая деятельность означает совместную собирательную работу? Пусть музейное дело не осмысливается при этом тематически, но к современному пониманию музея она приспосабливается как уместнее невозможно. И именно поисковая работа восстанавливает деятельность наших героических предков времен Великой Отечественной войны. Так затрагивается еще один современный аспект музейного дела — возвращение жизни останкам отжившего «живыми деятелями». При этом нет никаких ограничений принципиально ставящих запрет для участия в такой деятельности. Она по определению является совместной. Соборное участие студентов техникума в поисковой работе не просто принципиально открывает возможность такого же совместного участия в работе исследовательской, но ее уже и означает. Музей боевой славы в самой своей сущности раскрывает современное понимание музейного дела как восстановление деятельности умерших и исследование как общее дело всех. Удачной и оригинальной идеей является проведение параллелей между воинами-героями и выпускниками самого техниками через специально составленный фоторяд, что наглядно позволяет провести связь прошедших поколений- еще один компонент современной музейной работы. Всеобщее собирание как возможность участвовать всем в музейном деле, связь поколений, возвращение жизни останкам отжившего — все это взаимосвязано или задействовано равноисходно как общее дело всех. Музей боевой славы валдайского техникума обращен к теме, имеющей непреходящее значение, но важно еще и то, что он идет в ногу со временем, актуален с точки зрения современного понимания музейного дела. В конце концов вещи, которые хранятся в музее обращены к современному человеку, что уже обязывает не забывать музей о дне сегодняшнем.

ktoyh5q0vqu.jpg
geqgg6trxi4.jpg
1yj1qprs3xc.jpg